Почему ребенок ворует
Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего становится неловко и стыдно за то, что их ребенок украл деньги или присвоил чужую вещь. Они испытывают от этого некоторый шок, приходят в ужас. В панике начинают считать, что их ребенок — настоящий вор, преступник, и обычно применяют крутые меры: наказывают, стыдят, подвергают «домашнему аресту». Но осуждение и наказание часто только ухудшают ситуацию, так как работают на уже случившееся, а не на устранение причин, приведших к воровству.
Можно выделить несколько основных причин детского воровства:
- Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести. Например, если родители на просьбы детей постоянно говорят «нет», «нет денег», «тебе это вредно» (пить газированную воду, есть чипсы), ребенок может украсть желаемое у своего одноклассника, родственника, соседа.
- Серьезная психологическая и эмоциональная неудовлетворенность. Здесь кража является реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства жизни, эмоциональную холодность родителей по отношению к нему или между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, не ощущает поддержки и эмоционального принятия со стороны близких, либо он в детстве пережил развод родителей и видит отчужденность, даже враждебность между ними и в настоящее время.
Например, ученица девятого класса, очень похожая на своего отца и по этой причине не принимаемая матерью (родители в разводе), сказала маме: «Ты меня не любишь, ты на меня не смотришь, денег не даешь, поэтому и ворую».
- У ребенка недостаточно развиты нравственные представления и воля. Воровство для него является способом самоутверждения: он хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо. Различными угощениями, красивыми вещами он «покупает» любовь и дружбу.
- Пример друзей — так называемая кража «за компанию».
- Ребенок может красть у братьев и сестер из ревности, если ему кажется, что родители выделяют кого-то из них незаслуженно.
- В редких случаях воровство может быть совершено из чувства мести (ребенка когда-то обидели, и таким образом он переводит ответственность за исчезнувшую вещь на своего обидчика).
ЧЕТЫРЕ ШАГА К ПРЕКРАЩЕНИЮ ВОРОВСТВА
Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше. Эти четыре шага позволят вам добиться устойчивого изменения поведения.
Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка
Шаг 1 заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов:
- Что произошло?
- Где и когда это случилось?
- С кем был ваш ребенок?
- Почему он украл?
К сожалению, прямой вопрос "Почему ты это сделал?" ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: "Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?" Если не последует ответа, можно прямо спросить: "Ты взял ее?"
Важно запомнить два "не" в родительском поведении.
Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно.
Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.
Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо
Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: "Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, — очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других, и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить". Помните, что детям часто трудно понять разницу между "одолжить" и "взять", поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.
Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика "нулевой толерантности". В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.
Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией
Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросите: "Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?" Ребенка постарше можно спросить: "Представь, что ты жертва воровства, — ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?"
Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости
И последний шаг — убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание — потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей. ПОМНИТЕ: прежде чем идти с ребенком в магазин, выясните, требуют ли обычно в этом магазине вмешательства полиции. А затем принимайте решение, как лучше поступить.
Родителям необходимо понять, что:
- Дети часто воруют, потому что это для них единственный способ получить страстно желаемое. Не следует осуждать личность ребенка, лучше разобраться с самим негативным поступком. Ребенок должен понять, что не стал плохим, если вдруг совершил ошибку, попав в трудную ситуацию.
- Если потребности ребенка кажутся вам слишком большими, не следует постоянно ему отказывать. Лучше оговорить срок, когда вы сможете удовлетворить его просьбу, или найти альтернативный вариант удовлетворения данной потребностей. Ребенку лучше ждать, чем знать, что желаемое никогда не исполнится.
- Если ребенок не «пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешить его обвинять. Следует помнить о презумпции невиновности.
- Следует в спокойной беседе обсудить ваши чувства и совместно с ребенком найти решение проблемы.
- Ребенку надо иметь деньги на карманные расходы для удовлетворения своих потребностей. Это должна быть фиксированная сумма, которую младшим школьникам можно выдавать один или два раза в месяц, а старшим — один раз в месяц. Сумма может быть небольшой, но с увеличением возраста она также должна увеличиваться.
- Ребенку всегда нужны эмоциональная поддержка и любовь родителей, а также совместное времяпрепровождение. Он должен знать, что может рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь.
Детям важно ощущать, что они могут спасти репутацию и исправить ошибку, не теряя любви и уважения родителей; что их материальные затруднения важны для родителей, и они могут рассчитывать на помощь, не прибегая к воровству.